сотник 5-2005

А. Сотник

Рефлексируя Москву

1

        Я живу на проценты с таланта.
Прозаический мой ростовщик
презирает свободу ваганта,
уважает английский язык
и арабскую цифру лелеет,
воспевая цейтнот суеты.
        Не умеющий много имеет
по причине своей нищеты.

2

        Разгульная старуха,
безумная Москва,
смертельный рай поэтов и шахидов -
картежная везуха,
попсовая лафа
на выставке останкинских софитов.

        Постриженной в монашки
купеческая стать
ослепла от церковной позолоты,
и обнажила ляжки,
и бросилась в кровать
к насильникам без племени и рода.

        Собор сектантов сирых
на ярмарке икон
победу бед трубит.
        И над дворцами
ночлежек и трактиров
под колокольный звон
беззвучно мчится тройка с бубенцами.

3

        «…Ассоциируясь с надменным государством,
Москва мутирует с античным постоянством,
но глянцево-газетное клише
по типу «хачиков», блядей и нуворишей
не актуально (упомянутые выше
сродни властям). И думать о душе,
как о субстанции, достойной нашей тени,
не в храме принято, а в метрополитене. -
Так мыслил я, паря поверх голов. -
Кто не курил траву - предпочитает пиво,
ведь мегаполис – точно смертник перед взрывом
антидемографическим, готов
принять с улыбкою кармические сводки:
«зерна навалом – значит, будет море водки…»,
«умрет скотина – здравствуй, колбаса!..».
Мы все лавируем, спасаясь от дефолта,
нас, словно в «ящике», раскручивает «Роллтон»,
вальсирует фанерная попса
под «ля минор», как на разборке вор в законе
(А. Пугачева – тот же Брежнев в балахоне –
освободите ей Колонный зал!..),
под уморительное ржанье юморины
(варяги любят запах жареной конины)
рассудок очищает триклозан.
В момент соития родителей у спален
витали Грозный, Чингисхан, товарищ Сталин,
глумясь над не рожденными детьми;
кто посмелее, умолял вмешаться духов,
но злой Суворов и суровый маршал Жуков
его послали вместе с лошадьми.
Народ – не масса. Но массив электората
желает яркой сатисфакции, парада, -
его же вводят в бешеный Содом,
где не созревшие для дерзких махинаций
имеют шанс пусть не купить, зато – продаться.
С душой сочтемся как-нибудь потом…»
        Так думал я, переходя на Третьяковку,
толпу людей воспринимая как винтовку,
неистово нацеленную в грудь;
и эскалатор, разрешающий проблему
подняться вверх, закрыл божественную тему.
        С душой сочтемся. Позже. Как-нибудь…

4

        Не рожденный в столице имеет особую прыть:
пробираться к вершине, ее не равняя с успехом,
презирая усталость, решив однозначно, что плыть –
перспективней, чем весело жить на мели.
        Ради смеха
покоренье судьбы – исключительно суетный дар
(но Господь, дав единожды, склонен поддаться терпенью:
ведь и поп – не святой, и не всякий литейщик – звонарь) -
все равно, что поспорить на выпивку с собственной тенью.
        Победителей судят, но только небесным судом,
ибо там – журавли, на земле же – земные синицы.
        Я стою на равнине, над еле заметным холмом,
где покоится суетный прах не рожденных в столице.

5

        Король был гений. Говоря стихом,
он призывал всесильную природу
избрать себя, сражаясь за свободу
душою, сопряженной с языком.
Хор лизоблюдов, высунув язык,
излил слюну на царственные чресла:
они прекрасны – это всем известно, -
и совершенны как небесный лик;
воспеть их нежный розовый букет –
священный дар!..
        Так на глазах народа
псалом поется голосом урода,
прозреньем признается пьяный бред,
оскал – улыбкой. И из века в век,
блистая в свете бесполезной моды,
свободу любит русский человек,
мечтая обрести ценой свободы.

6

Срывая маски с лиц,
отжившие как листья,
бреду из-за кулис
в безмолвье закулисья,
где не решен вопрос
>сумы или тюряги,
где толпы мнимых звезд
роятся, как бродяги.
Здесь не услышать гром,
мессией не родиться,
здесь платят серебром -
сребреников тридцать;
здесь истина течет
припевом «шито - крыто»;
здесь праведник - и тот
питомец иезуитов;
здесь утомлен игрой
однообразной маски
обманутый герой,
желающий развязки, -
чужой среди чужих
он рвется вон из кожи
от ереси святых,
от святости убожеств…
Он был научен, как,
в объятья заключая,
подкладывать мышьяк
в пирожное к чаю.
Не это ль я искал,
в слепом очарованьи
сквозь трещины зеркал
проникнув в зазеркалье? -
святой воды струю
брать полными горстями,
безумствовать в раю,
воздвигнутом чертями,
пока у райских врат
не вынут из-под спуда
молчание Пилат
и поцелуй - Иуда;
за все себя простить,
тепло с ладони сдунуть,
о будущем - забыть,
а прошлое - придумать!..
Но слов не отыскать,
чтоб не были жестоки,
и невозможно лгать,
когда молчат пророки…

7

Я из мира ушел
в свой тесный Рим.
Не зовите за стол -
усну под ним;
не стирайте мой круг -
я вновь замкнусь,
и молчите, где друг -
я с ним напьюсь…
Мне живые места -
пустырь, погост;
мне не прыгать с моста -
разрушен мост;
на гитаре не бант,
а красный бинт;
не исчезнет талант,
садясь на «винт».
С неба просится гром,
а нож - к ребру.
Не рисуйте мне дом -
я в нем умру,
как в тюрьме: потолок,
крючок, петля, -
в нем смотаю свой срок
забавы для.
Вот и кончился фильм
про тайны крыш.
Да какой это Рим,
когда - Париж!
Круг спасительный стерт,
да лень чертить,
и приятель уж год
как бросил пить.
А сомнений венок,
что сплел талант, -
пусть расщедрится Бог,
возьмет назад!
И про Рим да Ита-
лию –
что петь! –
все в Париже мечта-
ли у-
мереть…

8

        «Что ж ты, провинция,
смотришь презрительно,
словно милиция
у вытрезвителя?..
В скучной степенности
ищешь влюбленности? –
это от бедности,
от обреченности.
Сколько, - о, знала б ты! -
вложено-вынуто! –
стала бы грамотна,
стала б продвинута…»

        …И за границею
в час испытания
совесть – провинция
в центре сознания…

9

        Раб рефлексов, по сути - маньяк,
пожирающий груды извилин,
признающий: «Бесперспективняк
жить знакомо…» Но в собственном стиле -
на изъяне изъян. Вертикаль,
не познав существа горизонта,
исповедует космос для понта,
упраздняя законом букварь
и библейские истины.
        Пафос
хрусталем нарекает слюду.
        Трудно жить в неизвестном году
с подозрением, сколько осталось…

10

        И вода, как владычица мира,
не перечит теченью времен.
Я, возможно, тобою не избран,
но твоей красотой опьянен,
мостовыми в объятья закован,
куполами под небом отлит,
вознесен, обольщен, окольцован,
осужден, и навеки забыт.

 


МОЛ, № 5 (35), 2005
Используются технологии uCoz